Проект и проектная деятельность
В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.
Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Образовательная технология проектного обучения не является новой в педагогике, метод проектов получил широкое распространение в США к 1919 году, в России он стал известен в 1925 году. Метод проектов опирается на собственный путь преодоления затруднений и исканий ребенка: в процессе деятельности дети самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи.
Применение метода проектов связано с большими преимуществами. Метод проектов способствует успешной социализации детей благодаря адекватной информационной среде, в которой они учатся самостоятельно ориентироваться, что приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом. На всех этапах выполнения проекта есть возможность внедрить системно - деятельностный подход к обучению, что приводит к развитию творческих способностей учащихся.
Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов. Метод проектов – это совместная креативная и продуктивная деятельность педагога и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей проблемы.
Типы проектов :
По характеру проектируемых изменений: - инновационные; - поддерживающие.
По направлениям деятельности: - образовательные; - научно – технические; - социальные.
По масштабам: - мегапроекты; - малые проекты; - микропроекты.
По срокам реализации: - краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные.
В образовании различают определённые виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческого – игровые, информационные и практико – ориентированные.
Этапы жизненного цикла проекта - разработка концепции проекта; - оценка жизнеспособности проекта; - планирование проекта; - составление бюджета; - защита проекта; - предварительный контроль; - этапы реализации проекта; - коррекция по итогам мониторинга; - завершение и ликвидация проекта.
Схема описания проекта - название; - описание проблемы; - цель проекта; - задачи проекта; - содержание деятельности; - срок реализации проекта; - ожидаемые результаты проекта; - ресурсы проекта.
Требования к применению метода проектов в практике обучения - наличие значимой исследовательской или творческой проблемы; - практическая (теоретическая) значимость предполагаемых результатов; - ориентация на индивидуальную (парную, групповую) самостоятельную деятельность детей; - структурирование содержательной части проекта; - использование исследовательских методов.
Этапы реализации метода проекта - подготовка: определение темы и целей проекта; - планирование: определение источников информации, способов сбора и анализа информации, способов представления результатов, установление процедур и критериев оценки результатов и процесса, распределение задач и обязанностей; - исследование: сбор информации, решение промежуточных задач при помощи основных инструментов: интервью, опросов, наблюдений, экспериментов; - результаты и \ или выводы: анализ информации, формулировка выводов - представление или отчёт: определение форм представления результатов: - оценка результатов и процесса: коллективное обсуждение, самооценка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий